Место проведения Выставочный зал Управления культуры Администрации г. Челябинска по адресу: г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д.30. Открытие выставки состоится 11 Февраля 2020г.
Участники выставки — художники Анатолий Александрович Пастухов (живопись), Любовь Серова и Светлана Кетова (графика), Екатерина Пензина и Эльвира Шарафутдинова (керамика).
Значительную часть экспозиции занимают произведения из творческого наследия известного челябинского живописца Владимира Сергеевича Сафронова (1939-2006).
О выставке
«Зимний солнцеворот»
Тема выставки – отражение в творчестве профессиональных художников поэтического мира русской народной художественной культуры и традиционного быта. Образ зимы на её «пике», в момент так называемого зимнего солнцеворота, выбран как некая общая идея, объединившая представления людей о начале и конце этого – самого долгого и сурового в России – времени года. Участники выставки – художники Анатолий Александрович Пастухов (живопись), Любовь Серова и Светлана Кетова (графика), Екатерина Пензина и Эльвира Шарафутдинова (керамика). Значительную часть экспозиции занимают произведения из творческого наследия известного челябинского живописца Владимира Сергеевича Сафронова (1939 – 2006). Здесь представлены его зимние виды Сыростана и серия картин, написанных на тему язычества древних славян («Весенний пейзаж с Семарглом», «Велес – бог богатства», «Макошь», «Перун», «Русальные боги», «Домовой и Кикимора» и другие). Особый раздел выставки представляет собой творчество (малая пластика) Сергей Николаевича Теличко, работающего с камнем, что традиционно для нашего региона.
Осматривая выставку, можно составить наглядное представление об этапах развития изобразительного искусства Новейшего времени – от традиционного пейзажного реализма (картина А.А. Пастухова «Январское утро» в начале осмотра), понятного любому зрителю, до абстрактного знака, прочтение которого требует некоторых усилий, сосредоточенности и знаний об истоках, о становлении, об эволюции искусства (небольшое декоративное панно Е.И. Пензиной «Солнцеворот» в конце осмотра экспозиции). Между этими, условно говоря, крайними позициями расположился определённый спектр если не пресловутых «измов», то произведений несколько иной стилистики – отличной как от классически понимаемой реалистичности, так и от «чистой» абстракции нефигуративной пластической формы. В основе произведений лежит субъективизм авторского видения. Оригинальные интерпретации изобразительного мотива – самого повседневного, обыденного и малопримечательного в жизни – на основе активного визуального сотворчества зрителя с художником формируют напряжённый образно-смысловой контекст произведения, раскрывают его глубинные метафорические смыслы. Так, некоторая фрагментарность композиций Любови Серовой как бы приближает к нам изображение, усложняет (делает неочевидной) иконографию мотива, демонстрирует шероховатости графической фактуры. Итогом такой актуализации пластического языка становится зрительская эмоция, будь то сожаление о старом забытом стуле («Укрытый снегом») или сочувствие к бездомному псу у забора («Жил-был пёс»). Трогательность мотива уходящей от нас натуры («Домик на Северной») ведёт к размышлению о непростых судьбах народной культуры и традиционного бытового уклада в современном мире.
Особого упоминания заслуживает графический лист Светланы Кетовой, фрагмент которого стал афишей выставки («Масленица. Тёщины блины»). Каждая деталь «Масленицы…» – вклад в яркую «копилку» выразительной образности всей выставки, открытой в канун этого замечательного русского народного праздника. Проводим зиму…
Людмила Евтушенко, куратор выставки.